Ryuichi Sakamoto — async (2017, Milan)
neoclassical | experimental | ambient | spoken word | japanese
Рюити Сакамото – тот самый, кто написал музыку к фильму «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс», и получивший за музыку к этой киноленте «Оскар»; тот самый, кто получил 2 «Золотых глобуса» за совместные работы с Бернардо Бертоллучи; на худой конец – это тот самый человек, написавший оригинальный пакет мелодий для фирмы Nokia. И это мы не говорим о заслугах YMO и звездной молодости, в которой группа стояла у истоков техно.
28 марта маэстро не стало. Переживания и боль не передать словами.
Однажды Сакамото уже замолкал. Тогда маэстро настигло человеческое – у Рюити был диагностирован рак гортани. Об этом стало известно в 2014, были отменены гастроли и общественные мероприятия. Но тогда Сакамото своим музыкальным достижениям поставил в конкуренцию человеческие – победил рак и прошел курс реабилитации. Тогда он и написал async – оду жизни, ее целостности и ценности, важности моментов и каждого маленького события.
Сакамото сочинял этот альбом к «несуществующему» фильму Андрея Тарковского. Он отлично ощущает настроение гениального режиссера и передает это в своем фирменном синтетическом звучании.
Помимо всего прочего, в альбоме есть кое-какие интересные литературные тайники. В «Life, Life» вокалист Дэвид Сильвиан читает поэму «И это снилось мне, и это снится мне» (And this I dreamt, and this I dream), написанную отцом режиссёра, Арсением Тарковским. Нужно сказать, что это не первая работа с произведениями Тарковского-старшего: в 2011 году, в том же составе, было прочитано оригинальное стихотворение Арсения «Жизнь, Жизнь». Таким приемом Сакамото в разы усилил значимость своей музыки, не грезя о бессмертии, а восхваляя бесконечность самой жизни. А в «foolmoon» используется отрывок из романа Пола Боулза «Под покровом небес», который прочитан на разных языках. И здесь не обошлось без «потайного дна», ведь Сакамото писал музыку к одноименному фильму все того же Бертолуччи. Гениальное использование слов в музыке. Их просто невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Они – единое целое.
Рюити Сакамото замолчал навсегда. И async ощущается еще сильнее и болезненнее. В особенности фрагмент из книги Пола Боулза:
«Незнание точного срока смерти дает нам возможность смотреть на жизнь, как на неисчерпаемый колодец. Хотя все в жизни случается лишь некоторое количество раз, причем на самом-то деле очень небольшое количество. Сколько раз ты еще вспомнишь какой-нибудь вечер в твоем детстве, вечер, ставший такой глубинной частью всего твоего существа, что ты даже не можешь представить себе жизнь без него? Ну четыре, ну пять раз. Может быть, даже меньше. Сколько раз еще ты посмотришь восход полной луны? Ну раз двадцать. А все равно жизнь кажется бесконечной».
Покойся с миром, Маэстро.
#neoclassical #experimental #ambient