Pink Floyd — The Dark Side of the Moon (1973, Harvest Records & Capitol Records)
progressive rock | psychedelic rock
Веяния мировой музыкальной индустрии сложно не заметить: будто бы следуя кольцевому циклу, мы снова приходим к тому, что актуальными становятся концептуальные альбомы. Далеко за примерами ходить не нужно, поскольку это явление наблюдается повсеместно: от андерграундных хип-хоп исполнителей в России вплоть до заокеанских известных личностей, которые стараются компактно уместить в свои творения глубокие и волнующие мысли. Тенденция, безусловно, радует — качественный материал со смыслом слушать в разы приятнее, однако далеко не каждому потребителю тот или иной концепт заходит, что легко объяснимо. Вряд ли подобные релизы имели бы ценность, если бы каждый желающий умел излагать их в уникальной, ранее неслыханной форме.
Подобные думы могут завести в самые разные закоулки сознания, но будьте уверены, что в одном из них вы точно увидите призму, благодаря которой Ньютон сумел открыть явление дисперсии световых лучей. Призма для Pink Floyd — всё равно, что Шапка Мономаха для русских царей. Других ассоциаций в голове и быть не может.
Геометрическая фигура стала культовой для коллектива как раз-таки после выхода в 1973 году альбом «The Dark Side of the Moon». Это первый концептуальный релиз группы, который затронул острые социальные проблемы, а также «вечные» вопросы, связанные со временем, смертью, с деньгами и жизнью в общем её понятии. Считается культовым и одним из лучших творений Pink Floyd за всю историю существования. Не будем, конечно же, забывать о «Стене», но о ней мы поговорим в другой раз.
Отдельным словом необходимо упомянуть процесс записи. Дело в том, что музыканты готовились к выпуску альбома, оттачивая исполнение материала на своих концертах. Ник Мейсон отмечал, что если бы тот или иной человек посетил несколько концертов группы в тот период, то он слышал бы каждый раз абсолютно разное звучание. От выступления к выступлению вносились изменения, однако окончательные корректировки всё равно были сделаны непосредственно на студии. Доминирующее количество композиций сопровождаются естественными шумами и звуками, среди которых звонящий будильник, работающий кассовый аппарат, звук приближающихся шагов и других явлений, которые можно распознать на слух. Всё это музыканты записывали самостоятельно, применяя самые разные методы для чистоты и качества передаваемой атмосферы.
Снова к концепции: каждая работа соответствует той или иной проблематичной теме. Музыканты в процессе зарождения материала обозначили определённые рамки, которые помогли Роджеру Уотерсу в написании текстов. К примеру, культовая композиция «Time» повествует о том, что множество людей попросту прожигают свои жизни, бесцельно сокращая лета до старости. В «On the Run» Уотерс пытался передать те ощущения, которые соответствуют состоянию паранойи, в то время как в «Breathe» затронута проблема адаптации к жизни в обществе.
Ценность материала, наполненного смыслом, от года к году только увеличивается. Однако есть определённые сомнения на тот счёт, что вряд ли кто-то сможет приблизиться к столь полному, уникальному и живому изложению тематик проблем, как это смогли сделать британские музыканты уже 44 года назад. Феномен группы Pink Floyd сможет пройти ещё не через один десяток лет, напоминая о том, что явление дисперсии света — не просто явление, открытое великим учёным несколько веков назад.
#progressive_rock #psychedelic_rock